Американский писатель, работающий в жанре фантастики, ужасов и криптоистории. До того как полностью сосредоточиться на писательстве, Симмонс почти двадцать лет преподавал английскую литературу в школе, и любовь к предмету заметна во всех его сюжетах. Главным трудом фантаста считаются четыре романа из цикла «Песни Гипериона» — космические оперы о кибермире будущего.
Последние его романы — фэнтези про приключения Чарльза Диккенса в подземном Лондоне («Друд») и альпинистский хоррор о нацистских тайнах покорения Эвереста («Мерзость»). Роман «Террор» — двадцать шестая по счету книга Симмонса — был сразу с восторгом принят читателями, критиками и мастерами жанра, в том числе и Стивеном Кингом. Телеэкранизация «Террора» станет своеобразным подарком к 70-летию писателя, родившегося 4 апреля 1948 года.
«Террор» во льдах: главные тайны погибшей экспедиции Франклина
В 2007 году Дэн Симмонс выпустил свой лучший на данный момент роман — «Террор». Книга увлекает даже тех, кто никакое фэнтези на дух не переносит: психоделический хоррор на фоне детальной реконструкции всего того, что было на тот момент известно о пропавшей в Арктике экспедиции Джона Франклина.
Сегодня, 26 марта, канал AMC начинает показ экранизации «Террора». Сразу привлекает кастинг: главные роли играют Киран Хайндс (Джон Франклин) и Джаред Харрис (капитан Крозье).
Хайндс запомнился многим как Юлий Цезарь в «Риме» и Манс-Налетчик в «Игре престолов», а универсальный артист Харрис кажется просто созданным для своей роли. Режиссеры — Тим Милантс, Эдвард Бергер, Серджо Мимика-Геззан.
Зрители Берлинского кинофестиваля уже увидели первые две серии, и отзывы пока положительные. В любом случае это одна из самых ожидаемых премьер 2018 года. Подготовимся к ней.
Последнее дело Франклина
«Террор» — тот случай, когда знание реальной истории не будет спойлером, а только усилит впечатление — интрига сюжета Симмонса начинается там, где исторические сведения кончаются.
Итак, 19 мая 1845 года корабли Ее Величества «Террор» и «Эребус» отошли от причалов Гринхайта в графстве Кент и направились в сторону канадской Арктики. На борту было 134 человека, но пятерых почти сразу отчислили за проступки или непригодность. Они оказались самыми везучими — как пассажиры, опоздавшие на разбившийся самолет.
В итоге осталось 129 офицеров и матросов, которыми руководил сэр Джон Франклин, опытный мореплаватель и полярник, завершавший свою карьеру.
Целью экспедиции было исследование Северо-Западного прохода — морского пути вдоль северного побережья Канады из Атлантического океана до Берингова пролива. Предполагалось, что до него можно дойти по открытому Полярному морю, и неисследованным оставался небольшой район, куда и направились корабли Франклина.
Флагманским «Эребусом» командовал сам 59-летний глава экспедиции, «Террором» — 49-летний капитан Френсис Крозье, который станет главным героем у Симмонса.
Суда были специально подготовлены к арктическому плаванию: бронированы, оборудованы паровыми установками для отопления и системой дистилляции воды, снабжены запасом разнообразной провизии на три года.
При этом полярный опыт имели только четверо из 129 моряков — Франклин, Крозье и пара ледовых лоцманов. Поход должен был стать триумфом Франклина — он и правда оставил имя адмирала в веках, но, увы, совсем по другим причинам.
В последний раз «Террор» и «Эребус» видели в августе того же 1845 года — английские китобои встретили их, дожидающихся улучшения погоды, в море Баффина. Зимовки во льдах были запланированы, экспедиция рассчитывалась не на один год.
Судя по найденной почти через десять лет записке, первая зимовка мирно прошла у острова Бичи. Еще через два года моряки покинули корабли, прочно затертые многолетними льдами, чтобы разбить лагерь на острове Кинг-Уильям, — и пропали.
Четыре десятка поисковых экспедиций искали следы Франклина на протяжении полутора веков. Через 166 лет после исчезновения нашлись оба корабля, но убедительного ответа на вопрос, что произошло, все еще нет. Находки только добавляют загадок.
Адмирал Джордж Бэк. Корабль Ее Величества «Террор» на якоре возле айсберга в водах Баффиновой Земли
Мрак и ужас
Название «Террор» очень подходит для версии Симмонса — людей Франклина действительно терроризируют. Но и без того имена кораблей поражают. Разумно ли идти в долгий полярный поход на судах «Мрак» и «Ужас»? Старинный обычай давать военным судам устрашающие названия подтвердил мудрость капитана Врунгеля.
Британское адмиралтейство объявило солидную награду тому, кто найдет следы Франклина, и экспедицию искали очень активно. Поиски начались в мае 1848-го, через три года после потери связи. Судя по записке на официальном бланке адмиралтейства, которую обнаружили только через десять лет, в тот момент часть людей Франклина, скорее всего, были живы.
Сама записка — удивительный документ. Она, так сказать, двухсерийная: первое оптимистическое сообщение оставлено в конце мая 1847 года, второе написано прямо на полях первого через год, и оно зачеркивает весь оптимизм.
Согласно первой депеше, экспедиция благополучно перезимовала, сэр Джон Франклин по-прежнему руководит своими людьми, и в целом «все в порядке». Согласно второй, через две недели после первого сообщения сэр Джон умер, и командование принял капитан Крозье.
В следующем году умерли уже в общей сложности 24 члена экспедиции, корабли были намертво затерты льдами, и оставшиеся в живых покинули их. Приводятся координаты места, где они встали лагерем, и их намерение «завтра» выступить в сторону реки Бака на северо-западном побережье Канады.
Что стало причиной смерти Франклина и где его могила, не говорится, зато есть почти бессмысленные подробности закладки сообщения.
В ряду странностей выделяется отсутствие могилы Франклина. За все прошедшие годы не найдено ничего, что напоминало бы захоронение руководителя экспедиции, который умер, когда все еще было «в порядке». Или уже не было? Но непорядок тоже заслуживал бы упоминания.
Вряд ли сэра Джона решили похоронить в замерзшем море. Три простых члена экспедиции, умершие от болезней до него, были погребены как положено на острове Бичи, и вечный лед сохранил их нетленными до наших дней. При желании можно увидеть жутковатые фотографии тел.
Надо отметить, что природа была явно против полярников. Как раз эти годы в устной истории эскимосов-инуитов считаются наиболее тяжелыми: лета фактически не было, льды не вскрывались, аборигены уходили со старых мест.
Британцы вообще не стремились ни к контактам с «дикарями», ни к использованию их методов выживания.
В том числе и поэтому инуитские предания об экспедиции Франклина долго не принимали всерьез — должное внимание на них обратили только в наши дни.
Каннибалы во льдах
Записку на бланке адмиралтейства нашли в 1859 году, а первые сведения о людях были получены за четыре года до этого от инуитов на северо-западном побережье Канады. По их словам, полсотни белых людей умерли там от голода, в крайности дойдя до каннибализма.
Викторианской публике рассказы о людоедстве принять было трудно — не может же один джентльмен съесть другого. Но слова подтверждались опознанными вещами с «Эребуса», которые передали эскимосы.
Как бы в противовес этому Уилки Коллинз даже написал об экспедиции романтическую пьесу «Замерзшая бездна»: никаких каннибалов, только героизм, любовь и северное сияние. Одного из героев сыграл сам Чарльз Диккенс, а на премьеру пришла королева Виктория.
Но известнейшим произведением искусства на эту тему стала картина Эдвина Ландсира «Человек предполагает, а Бог располагает» — воистину кошмарное полотно. Вообще-то Ландсир был мирным анималистом и в арктическом сюжете от своей любимой темы не отошел.
Он изобразил двух злобных белых медведей во льдах, один из которых обгрызает человеческий остов, а другой рвет британский флаг. Огромное полотно пугало людей до обмороков, но оно продолжает висеть в зале Королевского колледжа Лондонского университета.
Блокнот мертвеца
По разным рассказам инуитов, они встречали выживших членов экспедиции даже десять лет спустя после ее пропажи. Судьба экспедиции Франклина с тех пор прочно срослась с эскимосской историей.
Уже в наши дни историк-инуит Луи Камукак говорит о том, что его дед пользовался долотом, сделанным из столового ножа Франклина, а школьные уроки на тему экспедиции дополнялись знакомыми с детства легендами.
Сейчас Камукак уверен, что сможет найти могилу адмирала.
Вещи экспедиции Франклина сами по себе изумляют — полярники, как хоббиты, взяли с собой в Арктику не только огромную библиотеку, но всю привычную утварь вплоть до серебряных вилок с монограммами.
Самый странный арсенал обнаружили на побережье острова Кинг-Уильям в большой лодке с двумя скелетами, водруженной на огромные тяжелые сани: шелковые платки, душистое мыло, губки, ботинки, книги, чай и 18 кг шоколада.
В другом месте острова обнаружился скелет в форме стюарда, который сыграет роль в сюжете Симмонса. При нем был паспорт моряка на имя Генри Пеглара — не стюарда, но старшины верхней команды, а также расческа и блокнот. (Рассмотреть эту и другие находки, связанные с экспедицией Франклина, можно на сайте Королевских музеев Гринвича.)
Записи из этого блокнота тянут на завязку хоррора. Они сделаны двумя разными людьми, часто — зеркальным шрифтом: слова выведены задом наперед. На одной странице записи образуют правильный круг, а внутри него несколько бессвязных, тоже зеркальных фраз, в том числе такая: «Terror camp clear» — «Лагерь «Террора» опустел». На обороте — слова погребальной молитвы.
И лагерь «Террора», что бы это ни значило, действительно опустел. Кроме этих трех скелетов за все время поисков были найдены и опознаны три первых мертвеца 1846 года, когда экспедиция еще не пропала, разрозненные останки и захоронения — в общей сложности не более трех десятков человек.
Куда исчезла еще сотня, ответа нет. Ни одна из версий — переохлаждение, голод, цинга, отравление свинцом из плохо запаянных консервов либо из системы опреснения воды — не объясняет массовой и быстрой гибели и исчезновения следов.
Самое логичное допущение: люди Франклина пострадали от какого- то непредвиденного чрезвычайного происшествия.
Возвращение
Через восемь лет после выхода романа Симмонса корабли Франклина внезапно нашлись. Именно «внезапно» — на них буквально наткнулись. Сначала обнаружился затопленный «Эребус». В сентябре 2016 года гидрографы и археологи, которые составляли карту неисследованного участка залива Королевы Мод, посадили вертолет на удобный, ничем не примечательный островок.
Уже на земле, во время прогулки по берегу, наметанный глаз полярного исследователя отметил некий необычный предмет — металлический обломок правильной формы.
На нем оказались метки Британского королевского флота, а дальше по берегу нашлись новые обломки, опознанные как части шлюпбалки. В итоге сонар, отправленный на дно, передал на поверхность изображение большого затопленного корабля.
На судовом колоколе ясно читалось название: «Эребус». Без преувеличений — находка века.
Археологи говорили, что корабль будто сам хотел быть найденным. Похоже, подтверждается самый эффектный рассказ эскимосов, который сто лет не принимали всерьез: они видели огромный корабль с улыбающимся мертвецом на борту, дрейфовавший по льдам к югу.
Через два года, и тоже по случайности, нашли «Террор». Удивительно, но он лежит на дне в заливе Террор, названном в начале XX века в его же честь. Место определили благодаря селфи одного из членов команды исследовательского корабля «Мартин Бергманн».
Семь лет назад тот запечатлел себя на фоне какой-то мачты, торчавшей изо льда залива, и рассказал об этом руководителю экспедиции, когда «Бергманн» оказался неподалеку.
Они сразу двинулись в ту сторону, и у юго-западной части острова Кинг-Уильям эхолот обнаружил на дне корабль. В отличие от сильно поврежденного «Эребуса» «Террор» оказался практически целым.
Он тщательно задраен на зиму и, как предполагают ученые, мог бы плыть, если б освободился ото льдов. Главное — оба корабля найдены очень далеко и от места, обозначенного в записке капитана Крозье, и друг от друга.
2018 год должен стать поворотным для этой истории: начинает работу масштабная археологическая экспедиция, которая будет исследовать корабли.
До сих пор одной из главных забот археологов была защита находок от покушений любопытствующих и энтузиастов. С выходом экранизации их количество явно увеличится.
Кроме того, на наших глазах может родиться еще один сюжет традиционного хоррора: никто не предскажет, какие тайны «Ужаса» и «Мрака» поднимутся на поверхность из-под вековых льдов.
Источник: https://mhealth.ru/life/knowledge/terror_vo_ldah_glavnyje_tajny_pogibshej_ekspedicii_franklina/
Секреты и ужасы «Террора»: пропавшая экспедиция Франклина
В поисках быстрого пути к сказочным богатствам Индии и Китая, Колумб в 1492 году уперся в Америку. В XVI-XVIII веках европейцы плавали в Индию и Китай или вокруг Африки и через Индийский океан, или, огибая Америку с юга. Оба пути были долгими и опасными.
Всё это время мореплаватели безуспешно пытались найти путь вдоль северного побережья Америки, так называемый северо-западный проход. В начале XIX века англичане стали активно исследовать арктическое побережье Канады.
Лорды Адмиралтейства почему-то считали, что путь через северо-западный проход в Азию может оказаться быстрым и удобным для плавания. Оставалось его только найти.
Несколько экспедиций первой половины XIX века окончились неудачами. Их результатами были лишь нанесённые на карту фрагменты северного побережья Канады и арктические острова.
Сплошные льды заставляли отступать моряков, но не отрезвляли теоретиков-географов.
В их головах родилась гипотеза, что к северу от Гренландии в районе полюса существует обширное открытое море, плавание через которое к Берингову проливу окажется безопасным. Это «открытие» вынуждало пускаться в плавание всё новых исследователей.
19 мая 1845 года в путь отправилась очередная экспедиция. Командовал ею сэр Джон Франклин. 59-летний опытный мореплаватель уже совершивший в молодости несколько морских и сухопутных путешествий в канадскую Арктику. Под его началом были два бывших военных корабля, специально переоборудованных для плавания во льдах: 32-летний «Террор» водоизмещением 331 т.
и 378-тонный «Эребус», спущенный на воду в 1826 году. Корпуса судов дополнительно укрепили, обшили стальными листами и переоборудовали для возможности плавать под паром. Новейшие на тот момент машины, переставленные с паровозов, позволяли развивать приличную скорость по открытой воде.
Как они себя поведут во льдах — никто не знал, но наличие паровых машин дало возможность проложить трубы отопления в кубрики и каюты офицеров. Трюмы кораблей набили продовольствием, которого должно было хватить 24-м офицерами и 105-и матросам на три года плавания. При незначительном снижении рациона еду можно было растянуть на пять лет.
На борт загрузили десятки тонн консервированного мяса, галет, муки, шоколада и других продуктов. От цинги моряков должны были спасти 4,2 тонны лимонного сока.
В организации снабжения экспедиции имелся, правда, изъян, дорого обошедшийся впоследствии.
В тендере на поставку консервов победил малоизвестный фабрикант Стивен Голднер, который своими демпинговыми ценами «убрал» испытанных поставщиков Адмиралтейства. Тендер состоялся 1 апреля.
Всего за 7 недель Голднеру предстояло поставить 8000 банок консервированного мяса разных сортов. Производство консервов шло в спешке. Банки запаивались свинцовым припоем, который проникал внутрь емкости, отравляя продукт.
«Террор» и «Эребус» благополучно доплыли до арктического побережья Канады, где были списаны и отправлены домой по болезни пятеро матросов. В начале августа экспедиция разминулась в море Баффина с двумя китобойными судами. После этого два корабля и 124 английских моряка бесследно исчезли.
Дальнейшую судьбу «Террора» и «Эребуса» десятилетиями пытались установить сначала спасательные экспедиции, а потом — ученые-археологи. Постепенно вырисовывалась печальная картина. Осенью 1845 года корабли Франклина встали на зимовку у острова Бичи.
Первая зима прошла сравнительно комфортно. Моряки ни в чем не нуждались, правда, от воспаления легких умерли три человека, которых похоронили в промерзлой земле острова. Летом 1846 года Франклин повел корабли на запад. К сентябрю экспедиция вновь вмерзла в лёд.
Это произошло в нескольких милях к северо-западу от острова Кинг-Уильям. Началась вторая зимовка. Франклин надеялся продолжить плавание следующим летом, но оно оказалось холодным, и льды не выпустили корабли. «Террор» и «Эребус» так и не сдвинулись с места.
Продукты и уголь для обогрева подходили к концу.
11 июня 1847 года 61-летний Джон Франклин умер. Командование экспедицией взял на себя капитан «Террора» Фрэнсис Крозье.
Он единственный из офицеров экспедиции имел полярный опыт: в 1835-ом он искал в Арктике пропавших китобоев, а 1839−1844 годах, командуя «Террором», плавал в Антарктике.
Весной 1848 года, убедившись, что ледяной капкан не выпускает корабли, Крозье дал команду мастерить сани, грузить на них шлюпки, и двигаться по льду в сторону острова Кинг-Уильям. Команды оставили суда 22 апреля.
К тому моменту уже умерло от холода и болезней 9 офицеров и 15 матросов. Никто из оставшихся в живых не имел опыта пеших арктических путешествий.
Сэр Франклин мог бы рассказать, как в 1822 году отряд под его командой брёл по Арктике, питаясь лишь лишайниками и кожаной обувью, но командир экспедиции к тому времени был уже мертв. Возможно поэтому в организации пешего похода были допущены многочисленные ошибки.
Изготовленные сани оказались чрезвычайно тяжелы. Лодки, на которых планировалось продолжать путь, достигнув открытой воды, нагрузили всяческим барахлом, абсолютно не нужным в Арктике.
Летом 1848 года среди тех, кто добрался до острова Кинг-Уильям, начался жесточайший голод. Люди умирали не только от недоедания и холода, но и от неизвестной им болезни. А ведь морякам предстоял еще долгий путь по льду и морю до канадского побережья. Крозье хотел добраться до устья реки Бак, по которой планировал плыть вверх по течению еще 800 километров до ближайших поселений колонистов.
Видимо, на Кинг-Уильяме члены экспедиции разделились на две группы. Матросы, оставшиеся на острове, изголодались до того, что стали убивать и поедать друг друга. Тем, кто двинулся по льду на юг, всё-таки удалось добраться до побережья. Эскимосы видели в устье реки Бак группу из 35−40 изможденных белых людей.
Провизия у англичан полностью закончилась, а помощи у эскимосов они не просили. До колонистов никто из членов экспедиции не добрался. Согласно рассказам эскимосов, Крозье и еще один моряк последние дни жизни провели в одном из поселений аборигенов в 400 километрах к югу от побережья.
Точную дату их смерти эскимосы назвать не могли, но по их расчетам, это было где-то в 1850-х.
Тем временем в Лондоне хватились экспедиции. Первые два года никто не волновался, все ждали, что сэр Франклин вот-вот подаст весточку с Камчатки или из Калифорнии. Первой забила тревогу жена (еще не знавшая, что она уже вдова) Франклина, леди Джейн.
По её настоянию, в 1848 году Адмиралтейство отправило в Арктику два поисковых судна, но их команды сами с трудом выбрались изо льдов. После этого Адмиралтейство назначило премию в 20000 фунтов стерлингов (больше полутора миллиона по нынешнему курсу) любому, кто окажет помощь в поисках экспедиции Франклина или сообщит о её следах.
Это возымело действие, и летом 1850 года пропавшую экспедицию искали 11 английских и 2 американских корабля.
Сначала были обнаружены три могилы и остатки зимовочного лагеря 1845−1846 годов на острове Бичи. Следующие находки датировались лишь 1854 годом. Шотландский путешественник Джон Рэй недалеко от реки Бак встретил эскимосов, которые рассказали ему о группе изможденных белых людей, умерших неподалеку.
Рэй записал рассказы аборигенов и купил у них вещи, оставшиеся от этих пришельцев. Среди них оказались серебряные столовые приборы, принадлежавшие Джону Франклину и другим офицерам экспедиции. Однако сообщение вернувшегося в Лондон Рэя вызвало в Англии нешуточный скандал.
Доктор честно поведал, что эскимосы рассказали ему о том, что белые люди поедали тела своих умерших товарищей. Вспыхнувшее по этому поводу общественное возмущение возглавил Чарльз Диккенс.
В своих гневных статьях он утверждал, что наивный Рэй поверил гнусным дикарям, оклеветавшим высокоморальных моряков флота Её величества, которые, естественно, никак не могли опуститься до каннибализма. Тем не менее, несмотря на протесты леди Джейн Франклин, Джон Рэй получил причитавшуюся ему часть обещанной премии.
Возможно, деньги, выплаченные за его находки, стали для Адмиралтейства хорошим поводом свернуть поиски.
Началась Крымская война, и английскому правительству стало не до спасения пропавших десять лет назад полярников, которых официально объявили погибшими при исполнении служебного долга.
Леди Джейн на собранные по подписке деньги и свои личные средства в 1857 году отправила в Арктику паровую шхуну «Fox» во главе с капитаном Френсисом Леопольдом Мак-Клинтоком.
Команда Мак-Клинтока решила обследовать остров Кинг Уильям, и быстро наткнулась на следы экспедиции. Под пирамидой из камней они нашли записку, оставленную Крозье и капитаном «Эребуса» Фитцджеймсом весной 1848 года. В ней кратко излагалась хроника экспедиции до этого момента. На южном берегу острова обнаружили скелет.
В сохранившихся лохмотьях одежды нашли документы на имя старшины носовой верхней команды «Террора» Гарри Пеглара и дневник, содержавший странно зашифрованные записи. Все слова были написаны задом наперед с большим количеством ошибок и без единого знака препинания.
На одном из листов была надпись «Лагерь террора пуст», а на другом — фраза, похожая на фрагмент молитвы «О Смерть, где твоё жало…»
На восточном побережье экспедиция Мак-Клинтока нашла шлюпку, стоявшую на санях, с двумя скелетами внутри. Шлюпка весила около 350 кг, а сани — еще 300 кг.
В лодке была навалена груда вещей, в том числе душистое мыло, много книг, листы свинца и другие предметы, явно не очень нужные в суровых полярных условиях.
Зачем изможденным голодом людям надо было тащить такие тяжести по льду и камням острова — не понятно.
Во второй половине XIX века еще несколько исследователей обшаривали остров Кинг Уильям, но из существенных находок можно упомянуть только могилу лейтенанта «Террора» Джона Ирвинга, останки которого были торжественно перезахоронены в его родном Эдинбурге.
Тщательные поиски экспедиции Франклина хоть и не дали достоверного ответа на вопрос, что произошло с экспедицией, зато позволили нанести на карту множество островов и проливов канадского арктического архипелага.
Полностью пройти северо-западным проходом смог лишь знаменитый полярник Рауль Амундсен в 1903—1905 годах на яхте «Йоа».
Почти через сто лет после окончания интенсивных поисков следов экспедиции Франклина, за них вновь взялся Оуэн Битти, профессор антропологии университета Альберты. Вооружившись последними достижениями науки и техники, он в 1981 году вновь приступил к исследованиям острова Кинг Уильям.
Рядом с местом, где 120 лет назад нашли шлюпку с двумя скелетами, он отыскал еще множество костей, принадлежавших примерно десятку человек. При тщательном исследовании на них обнаружили следы расчленения и царапины, а найденные черепа были проломлены.
Это послужило первым научным доказательством рассказов эскимосов о каннибализме среди оголодавших английских моряков.
Исследование костей привело к неожиданному открытию: содержание свинца в них превышало норму более чем в 10 раз. Чтобы подтвердить этот факт были эксгумированы прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте тела матросов, похороненных на острове Бичи.
Хотя они умерли всего через год после начала плавания, и в их мягких тканях содержание свинца превышало все мыслимые пределы. Ядовитый металл вполне мог стать причиной массовой смерти моряков «Террора» и «Эребуса».
Ученые предположили, что главным источником отравы являлся тот самый припой, от изготовленных в спешке консервных банок. Нашли и ещё один возможный источник отравы. Корабельным паровым машинам требовалась пресная вода. Для её получения использовалось опреснительное устройство со свинцовыми трубами.
Естественно, что получившаяся пресная вода шла не только в паровые котлы, но и употреблялась для приготовления пищи, отравляя тех, кто целых три года эту пищу ел.
Отравление свинцом помогало извечным врагам полярников: холоду, голоду и цинге. Видимо, именно действие ядовитого металла не дало членам экспедиции Франклина пешком добраться до обитаемых мест, хотя другие путешественники в схожих условиях совершали гораздо более дальние переходы.
Благодаря открытиям Битти вновь вспыхнул интерес к пропавшей полтора века назад экспедиции. Предпринимались всё новые попытки найти её следы, снимались документальные фильмы, писались научные труды и художественные книги.
Бестселлером стал роман американца Дэна Симмонса «Террор», опубликованный в 2007 году.
Собрав все известные на тот момент факты, автор наделил характерами многие фамилии, из списков экипажей «Террора» и «Эребуса», оживив их в своей книге.
Добавив к выводам ученых изрядную дозу эскимосской мистики, Симмонс превратил трагическую историю экспедиции Франклина в увлекательный авантюрный роман. В 2018 году по его мотивам сняли телевизионный сериал.
Подводные съемки обнаруженного «Эребуса». (www.thestar.com)
К моменту, когда сериал вышел на экраны, уже были обнаружены оба корабля Франклина. После многолетних поисков осенью 2014 года к западу от острова О’Рейли на глубине 11 метров нашли остов «Эребуса». Водолазы подняли на поверхность судовой колокол, пушку и другие артефакты. Через два года были обнаружены останки «Террора».
Они лежат на дне, но не в том месте, которое указал в записке Крозье, а к югу от острова Кинг Уильям. Водолазы обнаружили следы того, что кто-то незадолго перед смертью судна поднимал или пытался поднять его якорь.
Возможно, льды всё-таки отпустили «Террор», и кто-то из моряков, вернувшись на корабль, попытался уплыть на нём… Последние тайны экспедиции Франклина пока так и остаются не раскрытыми.
Источник: https://diletant.media/articles/45108780/
Страшная тайна гибели экспедиции Франклина. Каннибализм поневоле
Страшная тайна раскрыта канадскими историками и археологами об одном из самых трагических эпизодов исследования Арктики — судьбу пропавшей морской экспедиции Франклина, пытавшейся в 1845-48гг. пройти Северо-западным морским путем, обогнув Северную Америку через Ледовитый океан.
Изучив обнаруженные останки моряков, ученые пришли к выводу, что их постигла страшная участь…
Специалисты канадского Альбертского университета изучили 35 человеческих костей, относящихся к экспедиции Франклина. На основании исследований они сделали вывод, что участники экспедиции не только ели плоть своих коллег. Они также варили кости, размягчая их, чтобы затем извлечь из них костный мозг.
Напомним, что экспедиция Франклина 1845—1847 годов — это экспедиция по освоению Арктики, проходившая под руководством сэра Джона Франклина в 1845 году. Будучи офицером Королевского военно-морского флота и опытным исследователем, он участвовал в трёх арктических предприятиях, в двух из них — в качестве командира.
В возрасте 59 лет франклин предпринял свою четвёртую экспедицию. её целью были исследование неизвестной части северо-западного прохода и завершение его открытия. однако экспедиция на двух судах со 129 членами экипажа, включая самого франклина, пропала
В середине XIX века вопрос открытия Северо-западного пути из Атлантики в Тихий океан стоял очень остро. Его поиски начались еще в XVI столетии, и уже тогда некоторые экспедиции погибли во льдах. Тем не менее, к началу экспедиции Франклина Северо-западный проход был уже частично открыт и с востока, и с запада, но центральная его часть всё ещё оставалась на картах белым пятном.
Подготовка к экспедиции велась очень тщательно. На два корабля Джона Франклина — «Эребус» и «Террор» — были загружены трехлетние запасы провизии, экипажи имели самое современное на тот момент полярное снаряжение — ледовые пилы, палатки, переносные печи, столярный инструмент, большое количество оружия.
Пытаясь дойти до «большой земли», участникам экспедиции пришлось использовать в пищу своих погибших товарищей. К такому мнению пришли ученые Саймон Мэй и Оуэн Битти
Прорыв в изучении истории экспедиции случился в сентябре 2014 года, когда канадцы обнаружили место крушения одного из двух кораблей Франклина — британского судна «Эребус». Об открытии тогда заявил лично премьер-министр Канады Стивен Харпер, выступая в парламенте страны.
Надо отметить, что правительство Харпера уделяет большое внимание исследованиям экспедиций, изучавших север Канады. На поиски кораблей Франклина оно выделило несколько десятков миллионов долларов.
Такое внимание канадского правительства связано с предметом поисков экспедиции — морского Северо-западного прохода из Атлантики в Тихий океан, вдоль северного побережья Канады и Аляски.
Если в XIX веке этот путь был перекрыт льдами, то сейчас из-за глобального потепления и таяния льдов там открываются новые возможности для судоходства. Канада настаивает на своем историческом суверенитете над маршрутом, в то время как США и другие страны утверждают, что это международная территория.
Свинцовое отравление участников экспедиции
Контракт на поставку консервированных мяса и супов был заключен в последний момент, буквально перед отплытием, в результате чего из-за спешки банки были плохо запаяны. По мнению ученых, это привело к попаданию в пишу команды свинца, которых стал причиной их отравления.
Факт отравления удалось доказать после того, как во льдах удалось обнаружить могилы трех погибших в первую зимовку в 1845 году членов команды
Исследователи считают, что причиной их смерти стала пневмония, осложнённая тяжёлым отравлением свинцом. Наличие тяжёлого металла можно объяснить низким качеством консервированной пищи, которая могла впитать часть свинца из банок, и использованием на кораблях систем дистилляции воды со свинцовыми элементами.
Стартовавшая в 1845 году экспедиция продолжалась три года. Экипаж численность 134 пережил три зимовки в арктических льдах. В 1847 году в результате тяжелой болезни скончался глава похода Джон Франклин.
Оставшиеся в живых члены команды в 1848 году приняли решение оставить застрявшие во льдах корабли и отправиться к ближайшему канадскому поселению на берегу Гудзонова залива, до которой было около 1600 км.
Видимо, моряки рассчитывали по пути ловить рыбу и отстреливать птицу для пропитания, однако их надежды оказались напрасны, поскольку лед в этих местах оказался слишком толстым, а птицы вовсе не водилось.
Даже аборигены-инуиты избегали этих мест. В результате британским морякам не удалось пройти даже одной пятой части маршрута, все они погибли
Главный вопрос, который сейчас заботит ученых — почему члены экспедиции решили покинуть корабли, груженные припасами, и отправиться в самоубийственный поход по льдам. Согласно одной из гипотез, разум команды помутился из-за отравления свинцом, однако она пока не нашла окончательного подтверждения.
Поиски экспедиции и расследование причин ее гибели начались уже через несколько лет после пропажи
Британский врач и путешественник Джон Рэй в 1854 году, изучая побережье Гудзонова залива, вступил в контакты с местными племенами инуитов, которые рассказали ему о 35-40 белых людях, погибших от голода во льдах.
Инуиты передали Рэю несколько найденных ими серебряных ложек и вилок, а также впервые поведали о фактах каннибализма. Они также рассказали, что среди остатков экспедиции находили много костей, разломанных посередине.
Записи Рэя, а также повторный анализ костей моряков, проведенный канадскими антропологами, свидетельствуют, что члены роковой экспедиции долгое время варили останки своих погибших товарищей в котелках — последний источник калорий для умирающих от голода полярников.
Джон Рэй, впервые высказавший предположение о каннибализме, подвергся нападкам со стороны британской общественности.
Вдова Джона Франклина, возмущенная выводами доклада Рэя привлекла на свою сторону многих общественных деятелей того времени, в том числе писателя Чарльза Диккенса
Последний написал несколько статей против Рэя, в которых заявил о «принципиальной невозможности каннибализма среди моряков Королевского британского флота».
Обстоятельства экспедиции Франклина в Арктику в конце XIX века на кораблях «Эребус» и «Террор» до сих пор не имеют однозначной трактовки. Многие британцы, считая участников экспедиции героями, заявляли о невозможности каннибализма среди экипажа и отвергали периодически появлявшиеся доказательства людоедства.
По мнению ученых из Альбертского университета, первых членов экипажа убили цинга или отравление свинцом, а далее природа оголодавших моряков взяла свое. «А что бы вы сделали на их месте?» – цитирует издание биоархеолога из канадского Университета Трента Энн Кинлисайд
Источник: https://novosti-shki.ru/strashnaya-tajna-gibeli-ekspeditsii-franklina-kannibalizm-ponevole/
Цинга, каннибализм и свинец: почему погибла экспедиция Франклина
Экспедиция Франклина считается одной из самых противоречивых в истории. Последние месяцы жизни корабельных команд «Террора» и «Эребуса» уже на протяжении 150 лет не удается воссоздать в точности и недвусмысленно.
Ниже их судьба будет описана не только с исторической позиции, но и с точки зрения медицины и психологии, т. к.
эта трагедия интересна не только историкам и географам, но и криминалистам, психологам, токсикологам и терапевтам.
Начало
«Террор» и «Эребус» покинули порт Гринхайт 19 мая 1845 года. «Террор» спустили на воду в 1813-м, «Эребус» — в 1826-м. Оба судна — военные. После списания их превратили в экспедиционные. Т. к. они были спроектированы как бомбардирские, корабелы сделали их корпуса феноменально прочными (по меркам флота начала 1810-х) и вполне пригодными к службе во льдах уже после списания.
Подготавливая «Террор» и «Эребус» к полярным походам, техники оснастили их новейшими паровыми двигателями, демонтированными с локомотивов железной дороги Лондон — Гринвич.
Задача была амбициозной и многотрудной: предстояло закрыть белое пятно на карте мира и прочертить маршрут в Индию сквозь полоску моря между севером Канады и Арктикой.
Цель была оправдана как соображениями тщеславия, так и экономики.
Успех экспедиции мог принести далеко не иллюзорные дивиденды: путь в Индию сокращался, следовательно, сокровищница Британской империи становилась ближе, а товарный обмен быстрее.
Что характерно, северо-западный проход уже был частично обозначен как с восточной стороны, так и с западной, но их следовало сомкнуть, обрисовав контуры средней части.
Корабли погибли, похоже, из-за того же тщеславия и простой экономики. Во-первых, из-за самолюбия командира, породившего лишние риски и спешку.
Во-вторых, из-за парадоксов снабжения: припасы имеют свойство заканчиваться, а свинец и токсины в консервах отравлять организм.
Походом руководил сэр Джон Франклин, офицер, близко знакомый со службой при экстремальных температурах.
Впрочем, его полярный опыт нельзя назвать престижным: когда в 1819—1820 годах он вел санную экспедицию на севере Канады, полярники относительно спокойно прошли участок от Гудзонова залива до залива Коронейшен (англ. Coronation Gulf), но на обратном пути иссякла провизия, и членам экспедиции пришлось есть похлебку из обувной кожи. После этого неблистательного эпизода карьера Франклина продолжилась на о. Тасмания, где на его счет нельзя записать выдающихся достижений.
Следующая должность — глава экспедиции «Террора» и «Эребуса». Ему ассистировали опытные офицеры Джеймс Фитцджеймс, курировавший исследования, и капитан «Террора» Фрэнсис Крозье, высококлассный специалист и большой скептик.
Некомпетентность: цепочка неверных решений
Вероятнее всего, Франклин ошибся и принял поспешное решение, неточно оценив момент окончания навигации и время, которое может занять таяние льдов. Льды встали, замуровав корабли у острова Кинг-Вильям.
Очевидно, что попытки дождаться наступления навигации провалились несколько раз, ведь весна севернее Канады не наступила ни в 1846-м, ни в 1847-м, ни даже в 1848 году. О смерти командира 11 июня 1847-го стало известно из записки, о которой будет сказано ниже.
Крозье, возглавивший экспедицию после кончины Франклина, понимал, что возможностей становится все меньше, а провизия иссякает. Единственным представившимся выходом была эвакуация с надеждой, что моряки переживут дорогу, а встреченные на пути эскимосы дадут кров и пищу.
Пунктом назначения виделась река Бак на побережье, откуда можно было выдвинуться южнее к форпостам Компании Гудзонова залива. Очевидно, что из 129 членов экипажа до промежуточной точки дошли не более 40 человек, которые, не имея сил и ресурсов добраться до ближайших острогов, погибли от голода и болезней.
Конец. Отдельные фрагменты
Судьбу моряков приходилось реконструировать буквально как мозаику, пытаясь состыковать многочисленные детали. Нужно упомянуть, что английское адмиралтейство с большой неохотой признало пропажу экспедиции, т.
к. это наносило сильный удар по репутации и престижу. На немедленной отправке помощи настаивала супруга сэра Джона Франклина, параллельно на адмиралтейство давил парламент, которому охотно ассистировала пресса.
Не имея альтернатив, морское ведомство разработало план и отправило первую экспедицию, во главе которой встал Джон Росс. Эта спасательная миссия успеха не имела, едва не повторив судьбу похода Франклина (один из кораблей пришлось бросить).
Первые корабельные команды можно назвать «спасательными», т. к. в 1848-м еще оставались скромные надежды отыскать выживших. Ближе к 1850 году число поисковых экспедиций умножилось кратно.
На авантюру с неясным исходом решились как подданные короны, так и американцы, всего — 13 кораблей.
В 1859 году миссия Фрэнсиса Мак-Клинтока обнаружила футляр с посланием, состоявшим из двух частей. Первое сообщение, датированное 28 мая 1847-го, звучит оптимистично. Автор рапортовал, что экспедиция зимовала в 1846—1847 годах у острова Бичи (дата ошибочна, на деле речь наверняка идет о 1845—1846-х).
Завершала короткий отчет фраза «All well» (англ. «Все хорошо»). Второе сообщение было оставлено 25 апреля 1848 года. Авторство принадлежит Джеймсу Фитцджеймсу, тогда уже капитану «Эребуса», и Фрэнсису Крозье, капитану «Террора».
Текст гласил, что корабли были затерты ледяными плитами, а команда эвакуировалась 22 апреля.
Также было сказано, что 9 офицеров и 15 матросов к тому моменты были мертвы. 11 июня 1847 года скончался командир, сэр Джон Франклин. Люди Фитцджеймса и Крозье готовились начать марш к реке Бак.
Матросы Мак-Клинтона нашли многочисленные скелеты и личные вещи (ботинки, расчески, платки, посуду, консервные банки), содержащие в том числе запутанные и полумистические сообщения, написанные неразборчивой зашифрованной скорописью, среди прочего была различимая фраза «Лагерь „Террора“ пуст», зачем-то исполненная полукругом.
Поисковые миссии на суше продолжались до конца XIX века. Пожалуй, больше других преуспели экспедиции уже 1981 и 1984 годов, когда из могил на острове Бичи были эксгумированы тела моряков.
Выяснилось, что погибшие страдали воспалением легких, пневмонией и туберкулезом, а кости и мягкие ткани содержат аномальное количество свинца.
Криминалисты изучили состав сотен найденных банок и пришли к выводу, что они были запаяны наспех, отчего их содержимое отравил тяжелый металл.
Стресс и неповиновение
Общая атмосфера безысходности и подавленности, очевидно, усугублялась полярной ночью, дефицитом витаминов, инфекциями и скученностью. Трансформация психики под таким давлением почти наверняка приводила как к депрессии, так и к вспышкам насилия.
Можно предположить, что в какой-то момент команда начала ставить моральный авторитет офицеров под сомнение, последствия чего легко угадать. Присутствие на судах морской пехоты, которая, помимо прочего, выполняла полицейскую функцию, едва уберегло экипажи от вспышек неподчинения.
Здесь остается широкое поле для спекуляций, т. к. документальных свидетельств нет.
Цинга, пневмония, туберкулез
Как правило, суда, направляемые в исследовательские экспедиции, снабжали лимонным соком. За долгое время качество смеси могло ухудшиться. Витаминный коктейль мог закончится быстрее или прийти в негодность, провоцируя вспышку цинги.
Цинга — это уже забытое расстройство, известное выпадением зубов на фоне авитаминоза.
В сущности, это главный недуг исследователя и путешественника прошлых столетий, особенно если его маршрут пролегал заметно севернее 60-й параллели северной широты.
Атмосфера полярной ночи, сопряженная с энергетическим дефицитом, выпадением зубов, болями в костях и суставах, безусловно, быстро деморализовала экипажи. Скученность, дополненная, как нетрудно догадаться, антисанитарией, служила питательной средой для быстрого распространения инфекций.
Низкие температуры, сырость, угнетенный иммунитет и примитивные лекарства — идеальные условия для распространения пневмонии. Следующий в этом списке — туберкулез. Как известно, он может долго дремать, ожидая момента.
Изношенный организм, ослабленный иммунитет и скудный рацион, состоящий из консервированного мяса, напитанного свинцом, это идеальные условия для палочки Коха.
Гипотеза каннибализма
В надежде прояснить судьбу пропавших кораблей офицеры первых спасательных отрядов обратились к эскимосам. Те простодушно рассказали, что люди Франклина были настолько истощены и деморализованы, что в последние месяцы жизни перешли к каннибализму.
Разумеется, это мнение немедленно было раскритиковано и отброшено, т. к. гипотеза бросала тень на незапятнанный образ моряка Ее Величества королевы Виктории.
Однако научная экспедиция 1981 года отчиталась о найденных засечках на бедренной кости и проломленном черепе, обнаруженном на острове Кинг-Вильям, что говорит о правдивости свидетельств эскимосов.
Виноват ли свинец?
Бытует мнение, что главными палачами экспедиции стали не цинга и голод, а свинец и ботулизм. Во-первых, процесс упаковки консервов, которыми команда питалась в пути, был технологически несовершенным и потому губительным.
Из-за этого свинец проникал в питательную смесь, а затем медленно, но неумолимо отравлял организм, постепенно накапливаясь в костях.
Характерно то, что тяжелый металл контактировал с пищей моряков не только в консервах, но и в опреснителях: трубы установки, превращавшей морскую воду в питьевую, были сделаны из того же металла.
Результат известен. Из этого произрастает гипотеза, что экстремальные дозы свинца привели к появлению психических расстройств, агрессии и конфликтам.
Хотя версия и с консервными банками, и с опреснителями выглядит правдоподобно, ее научная база неоднозначна.
Распределение свинцовых отложений в костях свидетельствует о том, что он поглощался в течение жизни, а не только в последние три года. Внятного объяснения этому нет.
Сторонники еще одной гипотезы настаивают, что в консервы попала спорообразующая палочка, выделяющая ботулотоксин. При попадании токсина в организм развивается ботулизм. Он поражает нервную систему, приводит к кишечному расстройству, потере зрения, параличу. Без компетентного лечения наступает смерть, вызванная остановкой дыхания.
Затонувшие суда нашли лишь в 2014-м («Эребус») и 2016-м («Террор»). Как видно, произошедшее с экспедицией Франклина уникально, даже современная криминалистика не может с точностью реконструировать причины гибели моряков. Вероятнее всего, это была сумма туберкулеза, цинги, пневмонии, деформации психики, переохлаждения и голода. «Свинцовая гипотеза» остается спорной.
Источник: https://www.ridus.ru/news/285468
Тайна экспедиции Франклина: «Летучий Голландец», каннибализм и роковой свинец
Только что раскрыта, наконец, одна из самых «долгоиграющих» тайн Арктики? – Судя по информации, озвученной самим премьер-министром Канады, это именно так.
В «глубинке» арктического архипелага страны поисковиками обнаружены остатки одного из судов, участвовавших в полярном походе Джона Франклина, организованном в середине 1840-х г.г. Поисками исчезнувшей экспедиции занимались на протяжении более полутора веков.
Эта полярная эпопея изобилует немалым количеством фактов, домыслов, версий и удивительных совпадений. Вот лишь некоторые из них.
Трагический конец экспедиции был предопределен. Благодаря дурной примете.
За несколько дней до старта жена капитана Франклина дома закончила шить большой английский флаг, который должен был быть поднят на флагманском корабле «Эребус», и накинула его на дремавшего в кресле мужа: капитану нездоровилось, и женщина, подумав, что ему холодно, решила использовать флаг в роли пледа. Однако Джон сразу встрепенулся и с гневом отверг такую заботу супруги: «Разве ты не знаешь, что флагом покрывают тела погибших моряков?!»
В общей сложности за полтора столетия на поиск исчезнувших кораблей Франклина отправились около полусотни экспедиций.
Когда Адмиралтейство в 1847 году, после длительного отсутствия известий от Франклина решило организовать его поиск, жена Франклина Джейн настойчиво просила обследовать в первую очередь острова в районе устья реки Больших Рыб, – какой-то внутренний голос подсказывал женщине, что искать надо именно здесь. Однако три поисковые экспедиции были посланы совсем в другие места, – и они не дали никакого результата.
В 1850 году на островах Бичи и Кинг Уильям были обнаружены некоторые вещи, оставленные «франклиновцами», а также специально сложенные ими пирамиды из камней. Позднее были обнаружены и останки нескольких моряков.
В 1854 году один из полярных исследователей обнаружил у эскимосов некоторые вещи, принадлежавшие исчезнувшей экспедиции – в том числе серебряные вилки и ложки, орден капитана Франклина, компас…
Аборигены рассказали о том, что группа белых людей несколько лет назад выбралась на соседний остров Кикерктак после того, как один из их кораблей был раздавлен льдами и затонул, а другой выбросило на берег.
С острова эти люди отправились пешком к устью реки Больших Рыб.
О судьбе кораблей Франклина существовали самые разные мнения. Были даже предположения, что они, вмерзнув в толстый лед и будучи покинуты людьми, могли превратиться в этаких «летучих голландцев» и еще долгие годы дрейфовать по Арктике.
Есть информация, что в апреле 1851 года с брига «Реновэйшен» видели неподалеку от острова Ньюфаундленд большую льдину с вмерзшими в нее двумя парусниками, которые могли быть «Эребусом» и «Террором».
Однако капитан корабля не стал приближаться к этому загадочному объекту, и тайна осталась неразгаданной.
Еще одно похожее событие произошло более, чем через полвека. В 1907 году с французского парохода в тех же краях заметили льдину с вмерзшим в нее парусником. Причем, судя по его очертаниям, различимым в бинокль, это был корабль старого типа. Увы, и на сей раз обследовать загадочный объект не удалось.
Одной из причин болезни, приведшей к гибели членов экспедиции Франклина специалисты, исследовавшие найденные останки моряков, назвали отравление свинцом. Существует версия, что банки мясных консервов и лимонного сока (его взяли на корабли несколько тонн в качестве противоцинготного средства) были запаяны второпях, некачественно, и свинец попал внутрь.
На тех же человеческих костных останках были обнаружены и некие рубцы.
Многие исследователи считают их наличие подтверждением того, что на последнем этапе полярной трагедии, когда команды Франклина пытались спастись, вырваться из арктической западни, среди членов экспедиции неоднократно бывали случаи каннибализма. О таких фактах на долгие годы сохранились воспоминания у эскимосов, обитавших в тех северных краях.
Источник: https://www.mk.ru/social/2014/09/10/tayna-kapitana-franklina.html