Медтехника

 
    ГЛАВНАЯ  |   ЛИТЕРАТУРА  |  МАГАЗИН  |  СВЯЗЬ     
   Разделы

   - Нормативные документы по эксплуатации медицинской техники

медтехника в Нижнем Тагиле

   - Состав технического обслуживания медицинской техники

медтехника

   - Состав метрологического обеспечения медицинской техники

медтехника

   - Состав электротехнического обеспечения медицинской техники

медтехника

   - Подготовка персонала для эксплуатации медицинских аппаратов

медтехника

   - Подготовка персонала для эксплуатации медицинских аппаратов

медтехника


   Информация

   Блоги
медтехника в Свердловской области

   Отзывы
медтехника Красноуральск

   Новости
медтехника Екатеринбург

   RSS - лента
медтехника Горнозаводской

   Поиск

медицинская техника

   Последние статьи


   Аппараты для салонов красоты

медтехника

   Медицинская техника для домашнего использования

медтехника

   Медицинская техника для лечения ЛОР-заболеваний

медтехника

   Медицинская техника для светотерапии

медтехника

   Ремонт и обслуживание стерилизаторов

медтехника

   Диагностика и ремонт ультразвуковых датчиков

медтехника

   Аппараты для выявления наркоманов

медтехника

   Аппараты для профилактики гриппа

медтехника

   Аппаратные методы улучшения зрения
медтехника


медтехника

   Язык

      

медтехника

   Статистика

Besucherzahler
счетчик посещений




медтехника

 

Обеспечение лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения медицинскими кадрами

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Утверждены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 26 мая 2006 г. N 2813-ВС

Анотация

   Рекомендуются методологические подходы к обеспечению медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения, научно обоснованные и апробированные субъектами Российской Федерации в ходе модернизации охраны здоровья населения. Определены основные направления развития кадрового потенциала первичной медико-санитарной помощи, в частности, в сельской местности, за счет улучшения качества подготовки и повышения квалификации медицинских работников, организации общей врачебной практики (семейной медицины), закрепления, оценки и оплаты труда медицинских работников.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России N 503 от 11.08.05 рабочую группу по разработке методических рекомендаций составили:
сопредседатели:
Володин Н.Н., - директор Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития России;
Сергиенко В.И. - заместитель руководителя Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию;
члены рабочей группы:
Владимиров В.Г., Калинкин М.Н., Ковалерский Г.М., Михайлова Ю.В., С.И.Шляфер.
В разработке участвовали сотрудники ФГУ ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава (директор проф. Михайлова Ю.В.) и представители субъектов Российской Федерации: Сон И.М., Сохов С.Т., Магнитский В.А., Калининская А.А., Калашников В.В., Матвеев Э.Н., Сковердяк Л.А., Кайгородова Т.В., Михеев П.А., а также Вялкова Г.М., Денисов И.Н., Замахаев С.А., Кобылкина Т.С., Кожевников В.В., Лухачевский С.Е., Назаров В.И., Семенченко Е.Г., Шестаков М.Г.
Методические рекомендации предназначены организаторам здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, руководителям лечебно-профилактических учреждений первичного звена, научным сотрудникам и преподавателям высших и средних учебных заведений медицинского профиля.


1. Введение

Одной из главных причин низкого уровня здоровья населения России остается неэффективность отечественного здравоохранения, которое не отвечает реалиям рыночной экономики. Проблемы в охране здоровья граждан страны накапливаются.
В значительной мере они связаны с состоянием медицинских кадров.
Они неравномерно распределены по субъектам Федерации и внутри административных территорий, в частности, городской и сельской местности.
Не отвечает современным требованиям соотношение числа врачей и средних медицинских работников. Даже для врачей общей практики (семейных) оно составляет 1:1,5 вместо 1:2-3.
Сохраняется диспропорция соотношения числа специалистов лечебного профиля и диагностического блока, а также врачей первичного звена обслуживания пациентов и врачей-специалистов.
Несовершенна нормативно-правовая база кадрового обеспечения здравоохранения. Оплата труда не стимулирует работу по профилактике и лечению. Не определены пределы численности обслуживаемого населения. Неудовлетворительно медико-техническое оснащение и информационное обеспечение рабочего места. Не отработан уровень обучения и квалификационных экзаменов. Канцелярская работа занимает до 30-40% рабочего времени врача.
В результате доступность адекватной медицинской помощи уменьшилась для большинства граждан страны. Качество медицинского обслуживания ухудшается, несмотря на рост должностей медицинского персонала и затрат на предоставляемые услуги.
Президент Российской Федерации Путин В.В. неоднократно декларирует здоровье нации в качестве приоритета государственной политики страны. Здравоохранение занимает важное место среди национальных проектов. В Посланиях Президента Российской Федерации определена необходимость его модернизации, которая стала основным направлением развития отрасли на ближайшие годы.
"Главная цель модернизации российского здравоохранения - повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И по каждому заболеванию должны быть выработаны и утверждены стандарты медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями к условиям оказания медпомощи".
Результативность и эффективность работы в этом направлении в значительной степени определяется кадровым потенциалом. Вместе с тем, деформация экономического и демографического развития страны, ухудшение материального и снижение культурного уровня значительной части населения, разрушение основополагающих принципов медицинского обслуживания нарушило динамику развития кадровых ресурсов в разных экономо-географических зонах страны.
Разделение полномочий государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней изменило условия, требования и подходы к подготовке, квалификации и закреплению кадров здравоохранения. Перестройка идет в направлении перехода от оплаты факта существования учреждения и должности к оплате качества и объемом реально оказываемых населению услуг.
Одновременно решается ключевое противоречие между первичным звеном здравоохранения и стационарным этапом. Объем финансирования амбулаторно-поликлинического обслуживания 80% заболевших до сих пор не превышает 40% расходов здравоохранения, тогда как стационарный этап (для 20% заболевших) потребляет 60% ассигнований. Диспропорции финансирования ограничивают развитие материально-технической базы и внедрение ресурсосберегающих технологий помощи на до - и постгоспитальном этапах.


2. Первичная медико-санитарная помощь - основной, доступный и бесплатный для каждого гражданина России вид медицинского обслуживания

2.1. Основные подходы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к развитию первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) как ключевого элемента здравоохранения определены Международной конференцией в Алма-Ате в 1978 г. До сих пор сохраняют значимость установки на организацию адекватного обслуживания, приемлемого для населения, доступного материально, а также профессионально и научно обоснованного.
По определению Большой медицинской энциклопедии 1992 г. система первичной медицинской помощи включает поликлиники, здравпункты, медсанчасти, скорую и неотложную помощь, родовспоможение, а также частично стационары, куда первично обращаются или доставляются пациенты. К ней относятся также фельдшерские (ФП) и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), врачебные амбулатории и участковые больницы сельской местности.
В 2003 году 56 сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения подтвержден приоритет ПМСП для деятельности ВОЗ. Реализация этого направления обеспечивается ресурсами с целью уменьшить неравенство в охране здоровья; укрепить кадровый потенциал; вовлечь местные общины и добровольные группы, а также научными исследованиями методов мониторинга, укрепления ПМСП в рамках здравоохранения в целом. В Европе ПМСП определяется как предоставление диагностических и лечебных услуг, часто в сочетании с профилактикой заболеваний, дополняемое услугами по укреплению здоровья и реабилитации.
Приказ Минздравсоцразвития РФ N 487 от 29.07.05 определил ПМСП как комплекс профилактических, лечебно-диагностических, санитарно-эпидемиологических (в пределах установленных полномочий) и реабилитационных мероприятий, оказываемых населению медицинскими работниками в амбулаторно-поликлинических, больничных и стационарно-поликлинических учреждениях здравоохранения муниципального района и городского округа.
В этих учреждениях работает персонал, в т.ч. врачи и средние медицинские работники функционально различного назначения:
- лечебного профиля - персонал амбулаторного приема для взрослых и детей, скорой и неотложной помощи, учреждений родовспоможения, приемных покоев больниц, обеспечивающий лечение обратившихся за помощью больных при первом контакте с ними. Среди них выделяется подгруппа усиления - заведующие отделениями, их заместители, врачи и средний медицинский персонал цехового приема, военных комиссариатов, травмопунктов;
- параклиники - персонал лечебно-вспомогательных и диагностических подразделений;
- управления - руководители медицинских учреждений, их заместители, методисты, статистики;
- группа средних медицинских работников, самостоятельно обслуживающих население: фельдшера, медицинские сестры, акушерки, зубные врачи.
Развитие первичной медико-санитарной помощи в муниципальном здравоохранении повышает ее доступность; сокращает дублирование в работе; позволяет интегрировать неотложную помощь в систему общей врачебной практики, определяет развитие стационарной и скорой медицинской помощи. Она оказывается бесплатно при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, независимо от подчиненности и собственности.
Работники этой системы проводят:
- профилактику и лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний;
- санитарно-гигиеническое образование населения.
Первичная медико-санитарная помощь гражданам Российской Федерации оказывается, в основном, по месту их жительства, как правило, учреждениями муниципальной системы здравоохранения, но ее на основе договоров со страховыми организациями могут оказывать учреждения и другой подчиненности, в т.ч. ведомственные и частные.
2.2. Состояние кадровых ресурсов ПМСП - слабое звено в управлении здравоохранением.
Как показывают отчетные данные, обеспеченность населения России врачами составила 42,4 на 10 тыс. нас., средними медицинскими работниками - 95,6, в т.ч. фельдшерами - 10,4; акушерками - 4,6. Соотношение числа врачей и средних медицинских работников варьирует в зависимости от типа учреждения. В амбулаторно-поликлинических учреждениях оно составляет 1:2,2; в скорой и неотложной помощи - 1:2,5; в дневных стационарах амбулаторно-поликлинических учреждений - 1:1,7, тогда как в стационарах круглосуточного пребывания - 1:3,8.
Обеспечение медицинскими работниками населения по субъектам Российской Федерации и внутри них различается, но отмечается общая тенденция к их сокращению. В первичном звене врачебные должности начинают замещать специалисты со средним медицинским образованием. Пополнение кадрами вдвое меньше убыли. Высока доля пенсионеров. Характер и глубина подготовки специалистов не соответствует потребностям практического здравоохранения. Создался дефицит кадров на приоритетных направлениях первичной медико-санитарной помощи. Сохраняется тенденция кадров к специализации. Квалифицированные специалисты концентрируются в городах. Сокращаются возможности профессиональной реализации, повышения квалификации и социальных гарантий.
Расширение внебольничной помощи предполагает:
- создание консультативно-диагностических и лечебных центров с отделениями медико-социальной реабилитации, ухода, малокоечных дневных стационаров при амбулаториях, поликлиниках, отделениях общеврачебной практики, отделений амбулаторной хирургии, профилактической помощи матери и ребенку, стационаров на дому;
- организацию различных видов общеврачебной практики (индивидуальной, групповой, центров семейной медицины) с круглосуточным оказанием медицинской помощи из расчета 1200-1500 человек на 1 врача и 2 средних медицинских работников. В сельской местности преобладает индивидуальная практика, в крупных муниципальных образованиях на базе сельских врачебных амбулаторий организуется групповая;
- создание школ профилактики для населения.
Мероприятия по развитию кадрового потенциала включают:
- мониторинг и анализ использования медицинских кадров, а также прогнозирование развития кадрового потенциала в первичном звене здравоохранения;
- определение потребности в кадрах с учетом текучести и естественной убыли их;
- рационализацию использования трудовых ресурсов за счет переподготовки и трудоустройства работников, высвобождающихся в ходе реструктуризации сети медицинских учреждений.
Чтобы решить эти задачи, органы управления здравоохранением субъекта Федерации активизируют:
- контроль соблюдения Федерального и территориального законодательства и подзаконных актов по здравоохранению в части использования кадрового потенциала и повышения профессиональной подготовки работников;
- улучшение подготовки и повышение квалификации кадров на основе договора с высшими и средними специальными учебными заведениями, как на территории субъекта Федерации, так и других регионов;
- контроль занятости медицинских работников и трудоустройство молодых специалистов в соответствии с Договором о трудоустройстве. Приоритетное укомплектование учреждений сельского здравоохранения;
- взаимодействие со Службой занятости населения в переподготовке высвобождаемых медицинских работников перед их трудоустройством и обеспечении занятости работников, прибывших из других регионов.
Сохранение и закрепление трудового потенциала, в т.ч. в системе первичной медико-санитарной помощи, обеспечивает:
- взаимодействие организационных, образовательных, нравственных, социально-психологических, нормативно-правовых, информационных, научно-методических, финансово-материальных и других механизмов в ходе подготовки и работы медицинских работников;
- контрактная форма подготовки кадров;
- совершенствование нормативной базы, регулирующей оплату труда медицинских работников, гарантии сроков ее выплаты, материальное стимулирование медицинской деятельности в неблагоприятных условиях;
- решение социально - бытовых проблем, создание современных рабочих мест, поддержание авторитета профессии и возможность профессионального роста (в клинике, ординатуре, аспирантуре) независимо от подчиненности учреждения, где работает медицинский работник - федеральное, региональное или муниципальное.
Качество медицинского обслуживания как соответствие получаемой пациентом помощи его потребностям и ожиданиям, современному уровню науки и применяемых технологий оздоровления, обеспечивается оптимизацией использования ресурсов, внедрением современных технологий обслуживания, мониторированием результатов с последующей коррекцией предпринимаемых мер.
Проблема доступности амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и неотложной медицинской помощи для населения решается как на уровне первичной медицинской помощи, так и специализированной. Решение должно учитывать характер расселения жителей, особенности проживания в городской или сельской местности.
Качество медицинской помощи оценивается сопоставлением реальной ситуации со стандартами:
- обеспечения здравоохранения кадровыми, материальными, финансовыми, информационными ресурсами;
- используемых лечебно - диагностических, профилактических, реабилитационных, организационных, производственных технологий;
- медицинской, социальной, экономической эффективности.
С проблемой качества медицинской помощи тесно связаны вопросы:
- аккредитации - определение соответствия медицинского учреждения установленным профессиональным стандартам;
- лицензирования - документальное подтверждение органами исполнительной власти права учреждения заниматься определенным видом медицинской деятельности;
- сертификации - утверждение третьей независимой стороной соответствия медицинских услуг требованиям нормативов и стандартов.
Перераспределение в ходе реструктуризации сети учреждений ресурсов внутри этапов и между ними, между уровнями медицинского обслуживания с учетом вида и интенсивности оказываемой помощи, лечебно - диагностической эффективности ее, а также сложившегося ресурсного обеспечения меняет содержание деятельности врача ПМСП.
Доступность для граждан возможности сохранить и укрепить свое здоровье обеспечивается по этапам:
- определение потребности населения в конкретных видах первичной и специализированной медицинской помощи;
- структурные преобразования сети медицинских учреждений муниципального, субъектов Федерации и федерального подчинения.
Содержанием этих этапов является:
а) расширения объемов первичной помощи, оказываемой врачом общей практики, сокращение (с учетом местных возможностей) стационарных коек круглосуточного пребывания при одновременном создании поликлинических консультативно-диагностических центров, межрайонных центров специализированной помощи;
б) развития стационарзамещающих учреждений с обслуживанием больных средним медицинским персоналом на дому, в стационарах одного дня, в дневных стационарах, в специализированных центрах.
Реструктуризация требует первоначальных финансовых вложений в организацию дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, в оснащение кабинетов общей врачебной практики. Средства, высвобождаемые в ходе ее проведения, целесообразно сохранять за учреждением для расширения его лечебно-диагностических возможностей, повышения заработной платы персонала, укрепления медико-технической и материально-технической базы.
Качество и эффективность работы кадров ПМСП повышают:
- информационное обеспечение врачей и средних медицинских работников;
- укрепление связей офисов врачей общей практики (семейных врачей) (ВОП/СВ) с органами местного самоуправления, а также с консультативными центрами и медицинскими учреждениями более высокого уровня с внедрением телемедицины;
- формирование у медицинской общественности и населения установок на внедрение и развитие семейной медицины;
- использование стандартов диагностического обследования, лечения и реабилитации на этапе первичного звена;
- частичное или полное фондодержание ВОП/СВ, которое усиливает его ответственность за здоровье прикрепленного населения и повышает материальную заинтересованность:
а) в оптимизации объемов стационарной помощи, когда круглосуточное наблюдение определяет только тяжелое состояние пациента;
б) в привлечении к оказанию отдельных видов специализированной помощи межрайонных центров.

3. Главная, ключевая цель кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации

3.1. Стержень модернизации ПМСП - организация общей врачебной практики.
Накопленный практический опыт подтверждает, что внедрение ВОП/СВ с одновременной реорганизацией амбулаторно-поликлинического сектора здравоохранения повышает доступность догоспитального этапа медицинской помощи. Увеличивается ее объем, охват населения иммунопрофилактикой, медицинскими осмотрами и диспансеризацией. При этом уменьшается количество вызовов скорой помощи, повышается качество и обеспечивается непрерывность оказания медицинской помощи, оптимизируется использование наличных ресурсов. Почти на 40% сокращается число больных, направляемых на специализированные консультативные амбулаторные приемы (за счет уменьшения числа непрофильных пациентов). Это улучшает условия оказания специализированной амбулаторной помощи. ВОП/СВ могут взять на себя до 50% объемов работы кардиолога и ревматолога, 30% - гастроэнтеролога, 20% - эндокринолога, 45% - хирурга, 29% - уролога, 30% - травматолога, 35% - оториноларинголога, 29% - офтальмолога, 46% - невропатолога, 20% - дерматовенеролога и 30% - акушера-гинеколога. Роль специалистов смещается в сторону консультативной помощи общепрактикующим врачам и фельдшерам.
Уменьшается нагрузка на стационарный сектор. Расширение диапазона амбулаторно-поликлинических услуг при использовании стационарзамещающих технологий, контроль ВОП за госпитализацией, сокращение объема госпитализации стимулирует реструктуризацию коечной сети.
В итоге совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи:
- уменьшаются показатели заболеваемости населения и улучшаются демографические показатели;
- с ростом ответственности за здоровье пациента повышается авторитет медицинских работников среди населения;
- меняется характер работы всех специалистов амбулаторно-поликлинического звена.
Подушевое финансирование по численности обслуживаемого населения с частичным фондодержанием является оптимальным для ВОП/СВ.
В проблемных регионах с низкой плотностью населения - горных, степных, таежных, Крайнего Севера, особенно в сельской местности, доступность первичной медицинской помощи уже обеспечивается врачом общей практики, а также институтом фельдшерской помощи.
Однако вопреки программе "Общая врачебная (семейная) практика" большинство поликлиник оказывают первичную медицинскую помощь силами участковых терапевтов, с одной стороны, и профильных специалистов, с другой, при соотношении их численности 1:3,8. С 1995 г. подготовлено в клинической ординатуре и на циклах повышения квалификации по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" более 8000 врачей, но в системе Минздравсоцразвития России в 2004 г. работало лишь 3940 врачей. Следовательно, несколько тысяч подготовленных специалистов продолжают работать участковыми терапевтами.
Темпы внедрения практики ВОП/СВ широко варьируют. Активно работают в этом направлении органы здравоохранения г. Санкт-Петербурга, Тульской, Самарской областей, Республик Бурятия, Мордовия, Чувашия, Татарстан, Ставропольского края.
Важно увеличить объемы подготовки и медицинских сестер общей практики, численность которых почти 4,7 тыс. человек.
Внедрению ВОП/СВ препятствует отсутствие муниципального заказа и системы распределения молодых специалистов. Президент Российской Федерации Путин В.В. на совещании по проблемам малых городов 17.07.03 г. допустил возможность возрождения распределительной системы.
Ускорить внедрение института ВОП/СВ может изменение его статуса; перестройка отношений между врачами общей практики и администрацией ЛПУ в виде субподрядного договора на реализацию муниципального заказа.
3.2. Организацию работы лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения в сельской и труднодоступной местности определяют:
- ландшафтные и климатические особенности района обслуживания, протяженность территории (степные районы), сезонная труднодоступность поселений (горные районы, районы Крайнего Севера), сочетание обоих факторов (таежные районы);
- неравномерное расселение малочисленного населения. Поселения удалены от мест оказания медицинской помощи. Дороги или отсутствуют, или в плохом состоянии и труднопроходимы в осенний и весенний сезоны;
- особенности труда и быта работников агропромышленного комплекса в различных сельскохозяйственных зонах;
- медико-техническая и материально-техническая маломощность сельских ЛПУ ограничивают пределы квалифицированной и специализированной помощи больным, затрудняют внедрение современных диагностических и лечебных технологий.
Медицинскую помощь сельскому населению обычно оказывают работники ФП и ФАПов, сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц. Эти учреждения сокращаются как из-за уменьшения численности обслуживаемого населения, так и вследствие отсутствия кадров медработников. В 2004 г. первичную медицинскую помощь жителям сельской местности Российской Федерации оказывали почти 7,8 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений, в т.ч. более 4 тыс. врачебных амбулаторий, а также более 42,5 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, скорую помощь - почти 1,3 тыс. отделений (станций). Число вакантных врачебных должностей по сельским учреждениям Минздравсоцразвития РФ достигает 8,2 тыс., а среднего медицинского персонала 8,4 тыс. В течение года не были укомплектованы медицинскими кадрами 2,5% ФАПов, 10% сельских участковых больниц, 14,5% сельских врачебных амбулаторий.
В сельской местности работает всего 521 ВОП/СВ (около 13%). Из 289 сельских врачебных амбулаторий в 5 работало только по одному врачу общей практики (семейному). Активно готовятся врачи сельской общей (семейной) практики в Чувашской республике, в республике Карелия, в Саратовской, Самарской, Тульской, Тверской, Мурманской областях.
В Кировской, Самарской, Саратовской областях накоплен опыт создания на базе участковых больниц и сельских врачебных амбулаторий филиалов отделений (станций) скорой и неотложной помощи с круглосуточным закреплением санитарного транспорта.
Развитие выездных форм специализированной помощи приближает ее к сельскому населению. В частности, практикуются такие формы оказания ее как:
- выездная работа врачей центральных районных больниц (ЦРБ);
- постоянно действующие при ЦРБ выездные бригады, обеспеченные транспортом и медицинской аппаратурой;
- межрайонные специализированные выездные бригады;
- плановая консультативная помощь областных (краевых, республиканских) больниц и диспансеров;
- выездная работа специалистов межрайонных учреждений.
Стационарзамещающие технологии внедрены и развиваются в сельской местности Воронежской, Самарской, Саратовской, Владимирской, Мурманской областей, в республиках Бурятия и Татарстан. Обеспеченность стационарзамещающими койками должна составлять 1,4-1,5 на 1000 населения.


 

4. Кадровые ресурсы - самые дорогостоящие в здравоохранении

Стоимость их возрастает по мере накопления работниками профессионализма и опыта. Изменение стратегии в охране здоровья населения меняет направленность профессиональной (в т.ч. медико-технической) подготовки медицинских работников. Одновременно оно предъявляет повышенные требования к их личным и деловым качествам в работе с людьми и организациями.
Развитие кадрового потенциала включает планирование, подготовку и закрепление его. Численность и структура кадров, в т.ч. первичного звена, устанавливаются в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Планирование опирается на дифференцированные нормативы потребности населения в различных видах медицинской помощи с учетом региональных особенностей охраны здоровья населения, демографической ситуации, прогноза их развития. Потребность в медицинских кадрах исчисляется с учетом возрастно-половой структуры населения, показателей острой и хронической заболеваемости населения, объема лечебно-диагностических и реабилитационных услуг, с учетом перечня необходимых профилактических мероприятий.
Сформированный государственный заказ на специалистов в соответствии с потребностями средне- и долгосрочных перспектив регионов составляет основу планов целевого приема в учебные заведения, профессиональной ориентации и подготовки молодых специалистов, а также переподготовки работников.
Довузовская подготовка абитуриента включает профессиональную ориентацию. Слабая подготовка абитуриентов и дефекты профориентации учащихся общеобразовательных школ побуждают создавать в общеобразовательных учреждениях, лицеях и гимназиях медико-биологические классы, где углубленно изучаются биология, химия и другие предметы естественного профиля подготовки. Чтобы определить готовность абитуриента к медицинской работе, при поступлении в учебное заведение непременно должно проводиться собеседование. Предпочтение в приеме отдается санитарам, медицинским сестрам, фельдшерам, имеющим стаж работы в ЛПУ и абитуриентам из медицинских династий. Необходимо решить вопрос об открытии при высших медицинских и фармацевтических учебных заведениях, наряду с коммерческими, подготовительных отделений на бюджетном финансировании.
Утверждены государственные образовательные стандарты. Единый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям, типовые программы по предметам учебного плана обеспечивают единство требований при контроле знаний и умений на этапах обучения. Тестовый контроль знаний выпускников медицинских и фармацевтических учреждений по единым федеральным тестам проводится во всех образовательных учреждениях страны.
Начата подготовка специалистов с высшим образованием по новым специальностям - "Биотехнология", "Экономика управления здравоохранением", "Клиническая психология",."Социальная работа", "Сестринское дело" и работников со средним профессиональным образованием - "Медицинский технолог", "Медицинский лабораторный техник".
Реализуется "Отраслевая программа содействия занятости медицинских и фармацевтических работников". Внедряется "Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования". Утверждена "Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации".
Для укомплектования кадрами медицинских учреждений трудонедостаточных, отдаленных и сельских районов расширяется практика заключения контрактов на любом этапе обучения между обучающимся, образовательным учреждением и работодателем с гарантиями трудоустройства выпускников. В медицинских и фармацевтических ВУЗах Минздравсоцразвития России отработана практика целевого приема на основе договоров между ВУЗом, органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и гражданином, направляемым на обучение и повышение квалификации.
Целевой прием - основной инструмент подготовки специалистов первичного звена здравоохранения для конкретного региона в конкретном учебном заведении. Поэтому общие договорные отношения дополняются индивидуальным договором между администрацией и учащимся (студентом, интерном, ординатором, врачом, фельдшером, медицинской сестрой) на целевую подготовку по первичной медицинской помощи с указанием видов социальной поддержки, обязанностей специалиста, условий расторжения договора.

Обеспечивается непрерывность целенаправленной организационной, учебной и методической подготовки кадров по общей врачебной практике. Особое внимание уделяется протоколам ведения пациентов с наиболее распространенными состояниями: пневмония, депрессия, диспепсия, профилактика и лечение пролежней, геморрой, ОРЗ и грипп, синусит и отит, острая боль в пояснице и в грудной полости, сердечная недостаточность, хронические болевые синдромы, не связанные со злокачественными опухолями.

5. Повышение квалификации медицинских работников столь же рентабельно, как и модернизация оборудования.

Направленность работы в этом направлении определяют структурная перестройка здравоохранения, технологическое совершенствование учебного процесса, сертификация специалистов на основе профессиональных стандартов.
Постдипломное образование дифференцирует подготовку специалиста: после окончания вуза - в интернатуре, после окончания вуза и практической работы - в ординатуре, далее - тематическое и общее усовершенствование. Непрерывное послевузовское образование требует обучающих программ, экспертных систем и методических материалов, систем передачи знаний с использованием телемедицины, дистанционного образования и др.
Так, в Тверской области успешно реализуются 4 программы последипломной подготовки ВОП/СВ:
- традиционной двухгодичной клинической ординатуры по общеврачебной практике для молодых специалистов и работающих врачей;
- очно-заочной ординатуры сроком 2,5 года для участковых терапевтов со стажем работы, для сельских врачей участковых больниц и врачебных амбулаторий;
- шестимесячная переподготовка специалистов со стажем работы более 5 лет по профилю "Лечебное дело" для сельских врачей участковых больниц и сельских амбулаторий;
- тематическое двухмесячное усовершенствование для врачей с сертификатом специалиста и стажем работы в качестве врача общей практики не менее 5 лет.
Разработаны сборники тестовых заданий для послевузовского и дополнительного образования, а также на получение или подтверждение квалификационных категорий.
Существует много разнонаправленных подходов к оценке отдельных аспектов деятельности медицинских учреждений, результатов их работы и деловых качеств медицинского персонала системы ПМСП.
В частности, оценка работы первичной медицинской помощи включает показатели функции врачебной должности, число посещений на 1 жителя в год, в т.ч. с профилактической целью, число обследований, процент охвата населения диспансерным наблюдением.
Информативен анализ динамики показателей:
- сокращения первичной заболеваемости;
- уменьшение кратности обращения к врачу вследствие заболевания;
- уменьшения доли осложнений;
- уменьшения частоты обострений хронических заболеваний;
- сокращения средней длительности случая заболевания, в т.ч. хронического;
- снижение доли лиц с ограниченными возможностями, а также выходящих на инвалидность;
- уменьшение числа госпитализаций;
- сокращение внебольничной летальности.
В качестве комплексного показателя демонстративна динамика перемещения прикрепленного на обслуживание населения по группам здоровья (из третьей - во вторую, из второй - в первую), а также динамика удельного веса лиц с хроническими заболеваниями и относящихся к группе длительно и часто болеющих (ДЧБ).
В Тверской области в качестве показателя оценки кадрового потенциала используются: процент укомплектованности физическими лицами должностей врачей и средних медицинских работников, доля сертифицированных врачей и средних медицинских работников, процент врачей и средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию, доля специалистов с ученой степенью.
Разрабатываются интегральные индексы. В частности, Петрашевич В.А. и Петрова Н.Г. (Санкт-Петербург) предложили:
А) индекс активности профилактической работы (ИАПР), вычисляемый по формуле ИАПР = (ЧПП x ЧФС)/ЧЖУ, где ЧПП - число профилактических прививок; ЧФС - число осмотренных флюорографическим методом; ЧЖУ - число жителей на участке;
Б) индекс активности лечебной работы (ИАЛР): ИАЛР = (ЧБИ x ЧПс)/ЧЗб, где ЧБИ - число биохимических исследований; ЧПс - число посещений; ЧЗб - число заболевших;
В) индекс качества (ИК): ИК = (ЧВНп x ЧУ x ЧГ)/ЧН60, где ЧВНп - число вызовов неотложной помощи; ЧУ - число умерших на дому; ЧГ - число госпитализаций; ЧН60 - численность населения моложе 60 лет;
Г) суммарный индекс участка (СИУ) : СИУ = ИК x 1000/ИАПР x ИАЛР.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.05 N 461 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 г." определен порядок финансирования лечебных учреждений различного подчинения.
Скорая и неотложная помощь, а также первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях в т.ч. женщинам в период беременности, во время и после родов оказывается за счет бюджетов муниципальных образований.
Этим же Постановлением установлены нормативы объемов медицинской помощи:
- амбулаторно-поликлиническая помощь - 9,168 посещений на 1 человека в год, в т.ч. в рамках базовой программы - 8,458. Финансовые затраты - 1005 руб. на 1 посещение, в т.ч. 75,7 руб. за счет фонда ОМС;
- помощь в дневном стационаре - 0,577 пациенто-дней на 1 человека в год. Норматив затрат - 207,7 руб. на 1 пациенто-день, в т.ч. 197,7 руб. за счет средств ОМС;
- скорая медицинская помощь - 0,318 вызова на 1 человека в год - 913,3 руб. на 1 вызов.
Для сравнения - норматив стационарной помощи составляет 2,812 койко-дней на 1 человека в год, в т.ч. в рамках базовой программы - 1,942 койко-дня. Норматив затрат - 588,4 руб. на 1 койко-день, в т.ч. 452,6 руб. за счет средств ОМС.
Подушевой норматив финансирования Программы определен в 3378 руб. на 1 человека в год, в т.ч. 1613 руб. за счет средств ОМС.
В современных условиях источниками финансирования оплаты труда медицинских работников служат бюджет, обязательное медицинское страхование (ОМС), платные услуги, добровольное медицинское страхование (ДМС), прочие поступления. Предусматривается переход к одноканальному финансовому обеспечению программно-целевого управления отраслью, ориентированного на достижение конечного результата.
Согласно Приказа Минздрава России N 48 от 24.02.98 оклад работника, в т.ч. первичного звена, определяется ставкой по Единой тарифной сетке (ETC) в зависимости от стажа, квалификации и специальности его. Тарифная ставка (оклад) не ограничивается. Это позволяет руководителям учреждений по согласованию с профсоюзным органом изменять порядок оплаты труда, а также привлекать внебюджетные источники финансирования.
Уравнительная система оплаты труда, где товаром является время, а не оказанная медицинская услуга, усугубляет негативные процессы в здравоохранении. Принятые законы дифференцируют заработную плату работников здравоохранения в муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации. Оклад без надбавок финансируется федеральным бюджетом, а расходы на выплаты надбавок за особые условия труда, стаж работы, ученые степени возложены бюджеты субъектов Федерации. Дифференциация оплаты труда позволяет дополнить существующую систему оплаты материальным стимулированием с учетом объема работы и качества оказанной медицинской помощи.
Основной задачей реформирования системы оплаты труда в здравоохранении должны стать отказ от затратного обеспечения и создание такой системы финансирования, которая заинтересовала бы работника в интенсификации труда, во внедрении новейших медицинских технологий, в улучшении качества оказания медицинской помощи и сокращении времени лечения больных.

6. Заключение

Цель проводимой реформы отечественного здравоохранения, важной составляющей которого является первичная медико-санитарная помощь, состоит в том, чтобы повысить медицинскую, социальную и экономическую эффективность системы охраны здоровья населения. Первоочередной, главнейшей задачей всех медицинских работников страны, и в первую очередь, первичного звена является:
- консолидация всех слоев общества в охране здоровья, поскольку проблема улучшения здоровья - это проблема изменения ценности здоровья в системе ценностей общества и личности;
- развитие межведомственного сотрудничества в элиминации факторов, неблагоприятных для здоровья людей и в санитарном просвещении населения обеспечивается многоканальным массированным информационным воздействием социальной рекламы в целях укрепления семьи, формирования здорового, физически активного образа жизни;
- обоснование инвестиций в программы по охране здоровья и в развитие медицинской помощи, прежде всего, на укрепление первичного звена;
- ориентация первичной медико-санитарной помощи на посемейное обслуживание.
Критериями достижения к 2008 г. поставленной цели являются:
- увеличение ожидаемой при рождении продолжительности жизни до 67 лет;
- средней продолжительности жизни больных с хронической патологией до 13,5 лет;
- снижение младенческой смертности до 10,3 на 1000 родившихся;
- сокращение смертности от несчастных случаев, отравлений и травм до 180 на 100 тыс. населения.
Первоочередная задача региональных органов здравоохранения - ревизия состава сотрудников первичной медико-социальной помощи с целью разработки плана подготовки и повышения квалификации, а также пересмотра должностных обязанностей с повышением статуса фельдшерского звания до уровня помощника врача с соответствующей муниципальной доплатой к окладу.


Последние объявления на портале:

врач лечит пролежни консультация на дому Москва

Если предоставленная информация оказалась Вам полезной, пожалуйста поблагодарите сайт. Никаких сложных действий, оплат или отправок СМС от Вас не потребуется, перейдите пожалуйста на страницу отзывов



©2007-2017 Медтехника

^